Главная / История / История "Павелецкого вокзала"

История "Павелецкого вокзала"

К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве.

В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.

Сама линия была построена в рекордные сроки, но затянувшийся поиск места для размещения вокзала помешал открыть его одновременно с началом движения. Поэтому до 1900 года Рязанско-Уральская дорога переводила свои поезда со станции Загорье (ныне Бирюлёво) на станцию Царицыно Московско-Курской железной дороги и дальше на Курский вокзал. Вокзал предполагалось разместить в районе нынешнего телецентра на Шаболовке, у Крестьянской заставы или на Зацепе.

Перед началом строительства Общество Рязано-Уральской дороги должно было реконструировать старый Краснохолмский мост через Москву-реку и обустроить площадь перед вокзалом.

Построенный по проекту архитектора Красовского вокзал первоначально называли Саратовским, так как именно Саратов являлся центром Рязано-Уральской железной дороги. В то же время вокзал назывался и Павелецким, в справочниках того времени присутствуют оба названия.

Вокзал построен по канонам своего времени: симметричное здание в два этажа с центральной трёхэтажной частью и с мансардами над выступающими боковыми корпусами. Наружная поверхность стен облицована декоративным кирпичом, цоколь – тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Вокзал открылся для пассажиров 15 октября 1900 года.

С постройкой вокзала Зацепа сильно оживилась – началось строительство жилых домов, магазинов, появился трамвай. Для хлебных грузов – основных для Рязано-Уральской железной дороги – за вокзалом были построены грандиозные элеваторы. Товарная станция стала обслуживать заводы и фабрики Дербенёвской набережной.

В 1980-е годы вокзал был реконструирован, внешний вид его исторической части практически не изменился, хотя внутри он серьёзно перестроен.

Рядом с вокзалом находится павильон «Траурный поезд В.И. Ленина», в котором хранится паровоз У-127 и товарный вагон № 1691. Повреждённый в Гражданскую войну паровоз У-127 восстановили на субботнике в 1923 году, тогда же его почётным машинистом был избран В.И. Ленин.

В январе 1924 года именно этот паровоз доставил в Москву траурный поезд с телом Ленина. В 1937 году паровоз поставили на вечную стоянку как «символ всенародной скорби», в 1941 году его эвакуировали в Ульяновск и затем вернули в Москву.

В наши дни паровоз У-127 имеет не только мемориальное значение, но и является ценнейшим памятником истории подвижного состава Российских железных дорог – это один из двух уцелевших пассажирских паровозов дореволюционной постройки.

12345

Подписка на новости

Смотрите также:

«Алё! Ларису Ивановну хочу!» Как Данелия «Россию» для истории сохранил «Алё! Ларису Ивановну хочу!» Как Данелия «Россию» для истории сохранил Картина «Мимино», законченная георгием Данелией в начале марта 1977 г., сразу разошлась на цитаты: «Алё! Ларису Ивановну хочу!», «Спасибо, я пешком постою», а песня «Чито... Подробнее...
Москва в мультфильмах: от Тверской улицы до Казанского вокзала Москва в мультфильмах: от Тверской улицы до Казанского вокзала Режиссеры мультфильма "Полет на Луну" предсказали строительство стадиона "Лужники", в картине "Светик-семицветик" девочка-непоседа пробежала пол-Москвы за один день, а ... Подробнее...
История открытия памятника генералу Скобелеву История открытия памятника генералу Скобелеву Памятник генералу Скобелеву — монументальный конный памятник герою Русско-турецкой войны 1877—1878 годов генералу от инфантерии М. Д. Скобелеву, открытый 24 июня 1912 год... Подробнее...
Старинные атласы Москвы от Стэнфордского университета Старинные атласы Москвы от Стэнфордского университета Стэнфордский университет выложил в Сеть около 67 тысяч исторических карт по случаю открытия собственного картографического центра. Все собрание принадлежит Дэвиду Рамзи... Подробнее...
Стадион Динамо в 1975 и 2011 Стадион Динамо в 1975 и 2011 Продолжаем сравнивать Москву советскую и Москву современную. Вот так выглядел стадион Динамо в 1975 и 2011 годах. На месте старого стадиона к чемпионату мира 2018 будет... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru