Главная / История / Традиции колокольного звона московских храмов

Традиции колокольного звона московских храмов

Когда-то колокольный звон на Руси сопровождал человека от первого до последнего дня его жизни. Это звон плыл над землей и разносился окрест. В праздники и будни, возвещая о великих победах и страшных несчастьях. Московские храмы имели свой голос.


Были знатоки, которые не только различали звучания отдельных колоколов, но и собирались в Пасхальную ночь, чтобы этим звоном насладиться. Династии русских звонарей канули в прошлое, от отца к сыну сейчас это искусство не передается, зато появились школы звонарей. Русский народ очень любил наши колокола, и поэтому части тела колокола называются как у человека. У колокола есть уши, тулово, плечо, губа, язык. Колокол как бы вещал, то есть он разговаривал с людьми на одном языке. Нотной грамоты у звонарей нет, ученики записывают тот или иной звон с помощью стрелочек. Еще можно использовать речевые подсказки. Чтобы запомнить какие-то звоны старые звонари заучивали скороговорки, и себе во время звона они их проговаривали. Например, «почем треска, почем треска, три рубля, три рубля». В Московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина, в первую очередь, практические занятия, но и без теории не обойтись. В том числе нужно знать историю. До колоколов использовались била — деревянные доски, по которым ударяли деревянным молотком. Такие инструменты используются до сих пор для созыва верующих на Афоне. Илья Дроздихин, руководитель школы, учит с азов. Минимальный набор колоколов для храма, так называемая малая звонница, семь штук, с этого ученики и начинают. Но опытный звонарь вполне может справиться и с целой дюжиной. Если на колокольне сверхтяжелые колокола, 8 тонн, 16 тонн, то обычно на такие большие колокола задействуется отдельный звонарь. А основной звонарь легко справляется со всеми меньшими колоколами. Колокол не такой инструмент, на котором можно сыграть мелодию, а вот чувством ритма звонарь должен обладать обязательно. И еще – хорошей координацией движений. Все колокола делятся на три группы. В правой руке у звонаря малые зазвонные колокола. Средние колокола, подзвонные, которые подзванивают общей композиции, управляются левой рукой. И самые большие колокола, благовестники, управляются педалью при помощи ноги. Чем больше колоколов в звоннице, тем лучше, тем богаче палитра звука. Это как наличие инструментов в оркестре. Самым сложным считается трезвон. Устав не предписывает последовательность ударов, говорит лишь, что надо звонить во все колокола. В музее-заповеднике Коломенское колокола звонят ежедневно. В данном случае это не приглашение на службу, а особый звуковой фон, позволяющий лучше воспринять красоту бывшей царской резиденции. Как бывший музыкант Евгений Фокин и в церкви нашел свое место – стал звонарем. А десять лет назад его пригласили в Коломенское. В Москве это, наверное, единственная колокольня, где, как говорится, можно звонить в свое удовольствие, какие-то композиции свои. Шедевр коломенской коллекции колоколов, музейный шедевр, удивительный, который действительно был в реальном времени, в реальной жизни, выполнял свои функции, это колокол с 12-ю арочными отверстиями, который был отлит по заказу царя Алексея Михайловича. Колокол отлили в 1648 году для Алексеевского монастыря. Таких уникальных арочных благовестников сохранилось всего два. Второй тоже здесь, в запасниках музея. Сделать такой колокол – это продемонстрировать высоту мастерства. Сейчас, конечно, этот колокол и остальные музейные экспонаты не звонят, но даже внешне они представляют собой произведение искусства. Изысканный растительный орнамент, львиные маски и надписи по периметру на старославянском, в которых рассказывается при каком государе отлит, для какого храма и кто был мастером. И, конечно же, поражают размеры благовестников. Материал для производства колокола – колокольная бронза. На протяжении веков ее состав не меняется – 80% меди и 20% олова. Колокольная бронза находится в печи до пяти часов, потом ее можно заливать в форму. После заливки металла в форму колокол должен остыть, после этого его обстукивают и вынимают колокол из формы. И вот это практически готовый колокол. И плыл этот звон, и его подхватывали благовестники всех Московских храмов и монастырей. Телеканал «ТВЦ», программа «Наша Москва» Автор — Денис Щербаков

Источник: http://www.kolokola.com/archives/3225

http://www.youtube.com/watch?v=Z8nFVnPiTp0

Смотрите также:

«Каисса» начинает и выигрывает или триумф российского ИИ «Каисса» начинает и выигрывает или триумф российского ИИ Даешь киберспорт! 50 лет победе «Каиссы» в первом чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ Подробнее...
Личное дело изобретателя Грекова Личное дело изобретателя Грекова Портреты с табакерку пионера фотографии Алексея Грекова. Как мастеру удавалось делать мини-снимки? И сейчас работы талантливого изобретателя вызывают восхищение. Подробнее...
«Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда «Первопроходец». Создатель современных дирижаблей: история ученого, который верил в «устаревшие» воздушные суда Александра Кирилина по праву можно назвать первопроходцем в деле восстановления дирижаблестроения в нашей стране. Автором и создателем первых реальных, летающих дирижабле... Подробнее...
Самоделки советских радиолюбителей, опередившие время Самоделки советских радиолюбителей, опередившие время Вот ведь как в жизни бывает. Я много раз видел две разные фотографии радиолюбителей, демонстрирующих свои самоделки, но даже не подозревал, что это один человек. Подробнее...
Истории случайных изобретений Истории случайных изобретений Многие важные научные открытия произошли совершенно случайно, вопреки изначальным целям исследователей. Подробнее...

Наша группа В Контакте

Другой город

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: santandrey@yandex.ru