Главная / Живые города / Люди / "Но я и здесь молчать не стану": Хазанову – 70

"Но я и здесь молчать не стану": Хазанову – 70

Поздравлять Геннадия Хазанова с юбилеем чрезвычайно сложно, потому что талант Геннадия Викторовича настолько многогранен, что поневоле начинаешь путаться, о какой стороне его следует говорить в первую очередь.


Казалось бы, все понятно: Хазанов – один из немногих артистов, кто исповедует на эстраде все принципы большого и настоящего театра, потому его игра, пусть даже в ранних небольших миниатюрах, запоминается. Конечно, все это так, но на самом деле творчество Хазанова куда глубже.

Одним из главных своих учителей Хазанов по праву считает Аркадия Райкина: как и Райкин, Хазанов, выходя на эстраду, во главу угла ставил сцену, а раз ты на сцене, то и жить на ней должен по сценическим законам, и система Станиславского давала себя знать. Хазанов с первых шагов на эстраде показал себя мастером перевоплощения. Его первая маска – незадачливый студент кулинарного техникума, из-за своей наивности и простодушия то и дело попадающий в нелепые ситуации, родилась еще в студенческие годы. Хазанов не поступил в Щукинское училище и пошел учиться в МИСИ, где сразу же стал членом студенческой команды КВН. Там-то студент и явил публике свое лицо в первый раз.

Но затем удача улыбнулась Хазанову – его принимают в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, по окончании которого он получает отличную путевку в жизнь: сперва работает конферансье в оркестре Леонида Утесова, и это, как вспоминал Хазанов, была отличная школа. На концертах он видел всех легендарных мастеров эстрады и мог перенять их мастерство, не говоря уже об общении с самим Утесовым, который был истинным кладезем актерских баек, воспоминаний и ключевых сценических приемов.

Поработав с Утесовым, Хазанов переходит в Москонцерт – и вскоре на эстрадной сцене зажигается новая звезда: в 1975 году монолог студента кулинарного техникума показали по телевизору, и Хазанов, как принято говорить, проснулся знаменитым. Надо отдать Хазанову должное: он мог бы эксплуатировать маску студента еще долгие годы – фактура позволяла, да и студент, в принципе, мог бы взрослеть – и стать выпускником техникума или поваром-неумехой. Хазанов решает не зацикливается на одном образе, а берется за самые разные монологи. Для него пишут лучшие авторы-сатирики: Марьян Беленький, Лион Измайлов, Семен Альтов, Аркадий Хайт. Именно Хайт подарил Хазанову знаменитый монолог попугая, который мгновенно разлетелся на цитаты, не хуже чем юморески про кулинарный техникум: "Но я и здесь молчать не стану", "В зоопарке тигру не докладывают мяса – пока не поздно, спасайте хищника".

2

Фото: ТАСС/Валентин Мастюков

Еще делая первые шаги в Москонцерте, Хазанов перепробовал многие эстрадные жанры – от пародии до клоунады, эта разножанровость ему впоследствии пригодилась: Хазанова начинают приглашать на озвучание мультфильмов, и в наши дома входят сперва добрый кот Леопольд и хитрые мыши (они говорят голосом Хазанова в мультфильме "Леопольд и золотая рыбка"). Затем талант Хазанова-пародиста проявляется в "Ну, погоди!" (в выпуске, в котором Волк попадает на телевидение, Хазанов спародировал всех ключевых деятелей советского ТВ – от Николая Озерова до дуэта Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны), ну и, наконец, попугай Кеша (от попугаев Хазанов всю жизнь никуда не денется) в трехсерийном "Возвращении блудного попугая".

В 1987 году Хазанов переходит с эстрадной сцены на театральную – Роман Виктюк ставит для него моноспектакль "Масенькие трагедии". Но настоящий успех и одновременно шок у всей театральной публики Москвы вызывает неожиданное приглашение Хазанова Сергеем Юрским на роль в спектакле "Игроки-XXI". На МХАТовскую сцену Хазанов выходит в окружении истинных звезд: в спектакле царят Леонид Филатов, Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Евгений Евстигнеев. Но и на их фоне Хазанов отнюдь не потерялся – Юрский доверил ему роль подложного чиновника – у Гоголя он носит имя "Псой Стахич Замухрышкин", но режиссер переименовал его в Аркадия Андреевича Дергунова. Облаченный в черный сюртук, Хазанов играл маленького человека, обреченного взяточника, еврея-выкреста – и в этой роли был не столько комичен, сколько трагичен: сразу становилось понятно, что этот пройдоха однозначно вытащит из просителя ровно ту сумму денег, которую тот может дать.

3

Фото: ТАСС/Николай Малышев

Хазанов снимается и в кино: Николай Досталь приглашает его на роль фотографа Марата в фильм "Маленький гигант большого секса", снятом по повести Фазиля Искандера "О, Марат!". Интересную роль сыграл Хазанов у него и потом: в 1997 году тот задумал снять ремейк легендарного фильма Стено и Марио Моничелли "Полицейские и воры", где действие будет перенесено в постперестроечную Россию. В итальянском оригинале безымянного вора сыграл великий Тото, а безымянного полицейского – Альдо Фабрици, и Досталь тоже решил позвать на главные роли в своем фильме титанов актерского мастерства: охранника-полицейского сыграл Вячеслав Невинный, а роль незадачливого вора досталась Хазанову. Роль Хазанову удалась: он досконально знал оригинал, но своей игрой он не стремился подражать Тото, а создал свой, очень яркий и даже по-своему нежный образ запутавшегося в безумных перипетиях 90-х человека, который готов пойти на любые ухищрения для того, чтобы прокормить семью. Ох, как это ощущение было знакомо практически всем гражданам бывшего СССР! Тут Хазанов, конечно же, попал в точку.

Примерно в это же время, во второй половине 90-х, Хазанов наконец находит "своего" театрального режиссера – с Леонидом Трушкиным в Театре Антона Чехова и на сцене Театра эстрады, который после смерти Бориса Брунова в 1987 году возглавит Хазанов, они сделали уже пять спектаклей (и наверняка не остановятся на достигнутом). О роли Хазанова в судьбе Театра эстрады надо сказать особо – когда Геннадий Викторович сел в кресло художественного руководителя, выяснилось, что он, помимо актерского таланта, еще и обладает талантом администратора: он фактически спасает площадку, которая могла оказаться в весьма плачевном положении. Помимо регулярных эстрадных программ, Хазанов приводит на сцену Театра эстрады и антрепризные спектакли, и спектакли родного для него Театра Антона Чехова, и даже мюзиклы (именно в Театре эстрады идет мюзикл We Will Rock You, созданный на основе легендарных песен группы Queen).

Хазанов действительно блестяще знает историю театра и обладает удивительной актерской интеллигентностью, той самой, сегодня почти забытой "старой школы". Мне посчастливилось несколько раз брать у Геннадия Викторовича интервью – и в каждом из них он в обязательном порядке рассказывал анекдот, но анекдот не в общем понимании (из серии "Приходит Петка к Василию Ивановичу"), а в его классическом смысле – анекдот как рассказ о забавном случае, приключившемся с реальной исторической личностью. Хазанов помнит невероятное количество анекдотов из жизни МХАТовских стариков или королей послевоенной эстрады – и с радостью, и невероятно к месту вставляет их в разговор.

Хазанов умеет дружить и ценит своих многочисленных друзей, преподнося им трогательные подарки: на дни рождения и юбилеи своих товарищей – актеров, писателей, режиссеров, музыкантов – он всегда дарит им выступление, эстрадный номер, написанный специально для именинника, и каждый раз это – настоящий фонтан актерского мастерства, а порою – невероятных перевоплощений (для Григория Горина Хазанов однажды даже вышел на сцену в женском образе).

Но сегодня, в день своего юбилея, Геннадий Викторович будет не поздравлять, а принимать поздравления от миллионов своих поклонников и друзей. Присоединимся к ним и мы – и пожелаем любимому артисту крепкого здоровья и творческого долголетия – и, думаю, созданный Хазановым попугай Кеша вполне может в этой ситуации хрипловато произнести: "Встреча окончилась со счетом 7:0 в нашу пользу!"

Коллеги о Геннадии Хазанове

Клара Новикова

Поздравляю с юбилеем дорогого Гену, Геннадия Викторовича, Геночку! Я не буду обозначать эти даты, цифры – все почему-то любят говорить, до каких дожили времен. Мы дожили до хороших времен, и он много успел сделать – в жанре, в котором работал и продолжает работать, и я жду его новых проектов, его открытий. Да он и сам открытие!

Вся страна знает его как выдающегося артиста, он и в жизни такой – прежде всего, дружелюбный. Но как и всякий человек, он может и обижаться – мне хотелось бы, чтобы его никто и никогда не обижал.

Геннадий Викторович – художественный руководитель театра, и очень требователен к профессии. Это я могу точно сказать! И он требует такой же верности и преданности от тех людей, которые находятся у него в подчинении. Он очень строг профессионально. Хотя, когда я сейчас наблюдаю его в программе "Точь-в-точь", и вижу Хазанова, который умиляется, понимаю, что на его месте я бы тоже умилялась.

К тому же он – очень заботливый отец, он безумно любит свою дочь и своих внуков.

4

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Анна Ардова

Я желаю Геннадию Викторовичу прежде всего здоровья, потому что остальное – талант, ум, красота, юмор, счастье – у него есть. А здоровье пусть будет крепким, чтобы он радовал нас еще бесконечное количество раз!

В жизни, в общении, в работе он очень скромный. И очень добрый. Хотя в его положении можно было бы себя вести понаглее! Он милый и внимательный, я к нему очень хорошо отношусь, иначе и быть не может.

Я вместе с ним была в жюри передачи "Точь-в-точь", работать с ним – одно удовольствие не только для меня, но и для всех участников, потому что он очень объективный.

5

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

Ольга Прокофьева

Геннадий Викторович! Восхищаюсь Вами! Мы несколько раз вместе трудились в кинопроектах, и когда Вы появлялись на съемочной площадке, в воздухе начинала витать атмосфера праздника.

Вы фонтанировали, завораживали, заводили, бесконечно трудились и всех заряжали своей энергетикой. Знаю, как Вы умеете поддержать, выслушать, помочь – и не только в профессии. Вы неравнодушны к любым проблемам ваших коллег. Низкий вам за это поклон! И еще. Вы – в потрясающей форме, вы мудры, галантны, ироничны, умны, интеллигентны. С Вашего разрешения буду продолжать восхищаться вами и дальше!

6

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Павел Сурков

Источник: М24

Подписка на новости

Смотрите также:

Пришел, не увидел, победил. Один день из жизни слепого гонщика Пришел, не увидел, победил. Один день из жизни слепого гонщика Каждое утро из кирпичного дома на Академической улице в Москве выходят мужчина и черный, как тьма, лабрадор. Собака-поводырь ведет своего незрячего спутника в метро, а от... Подробнее...
Вадим Ерофеев: Мечтаю попасть на паралимпийские игры Вадим Ерофеев: Мечтаю попасть на паралимпийские игры Я родился с ДЦП, мое детство почти никак не отличалось от детства других детей. Я также играл с ребятами на улице, ходил с братом на рыбалку. Подробнее...
Набравший 400 баллов на ЕГЭ школьник раскрыл секрет успеха Набравший 400 баллов на ЕГЭ школьник раскрыл секрет успеха Руслан Салимгареев рассказал в интервью RT, как ему удалось набрать 400 баллов по четырем предметам ЕГЭ. Подробнее...
40 лет под землей: машинист Московского метро о командировках на другую ветку и умении тормозить 40 лет под землей: машинист Московского метро о командировках на другую ветку и умении тормозить Машинист Московского метрополитена рассказал РИАМО, как подсматривать за пассажирами, о сложном графике и командировках. Подробнее...
Устали от всей этой самоизоляции, хандра нападает? Стоп! Так не годится! Устали от всей этой самоизоляции, хандра нападает? Стоп! Так не годится! Меня зовут Алекс По Я инвалид с рождения – у меня нет ни рук, ни ног. До 6 лет жил в детском доме. И я мог бы спрятаться дома, стать комнатным растением, но я упорно шел ... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru