Главная / Места / Архитектура / Доходный дом Перцовой

Доходный дом Перцовой

На углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной находится сказочный дом необычной архитектуры. Это доходный дом Перцовой, построенный архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905—1907 по эскизам художника С. В. Малютина - автора русской матрешки. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.


Инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов родился в Казани в 1857 году и окончил институт в Санкт-Петербурге, профессию по тем временам получив перспективную и доходную – в начале XX века Россия занимала второе место в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63000 верст.

Перцов задумался о доходном доме и объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри конкурса были самые именитые архитекторы и художники – В.М.Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель и другие.

Но в итоге сам Перцов остановился на проекте С.В. Малютина, занявшего второе место. Дом был построен в течение одиннадцати месяцев, что совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии.

Одновременно со строительством дома Петр Николаевич занимался постройкой первой в России «народной» железной дороги на Северном Кавказе, чьи акции бы распространялись исключительно среди местного населения. Противником проекта был министр финансов Коковцев, лоббировавший интересы монополиста – Владикавказской железной дороги. «Народную концессию» спас молодой Путилов, который внес в казну два миллиона золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая только что построенный дом. Номинальной владелицей дома (о чем свидетельствует табличка на здании) была жена Перцова – Зинаида Алексеевна. Она же, по вполне понятным всем женщинам причинам, категорически воспротивилась альтруистической идее мужа, и только поддержка двух взрослых сыновей позволила Перцову осуществить свой проект. К счастью, довольно успешно – в 1910 году дом был освобожден от залога.

Петр Николаевич прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя и выступал в защиту церкви от нападок новой власти, в результате чего в 1922 году проходит в качестве обвиняемого в процессе «церковников». Будучи приговорен к 5 годам тюремного заключения, Петр Николаевич все-таки выходит на свободу в 1923 году, но из дома его выселили и уже навсегда.

А дом перешел к слугам народа. Вот что пишет в своих мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида Петровна: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!"

Постройка выполнена под влиянием "северного" модерна, мода на который добралась до нашей страны из государств Скандинавии. Отличительная черта модерна "северного" типа - кронштейны балконов, выполненные в форме фигур драконов. Некоторые зарубежные исследователи даже выделяют особый "Драконный" модерн.

Майоликовые панно - ещё одно свидетельство переноса на отечественную почву мифологических мотивов скандинавского фольклора. Изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей сочетаются на панно причудливым образом.

В подвале с 1908 по 1912 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».

  • Адрес: Курсовой переулок, 1 -
  • Ближайшее метро: "Кропоткинская".
  • Источник информации: www.russiskusstvo.ru

Автор статьи и фотографий: aroundtree

Подписка на новости

Смотрите также:

Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный Дом на «Бауманской», который жильцы перекрасили в черный Как на карте Москвы появилась новая достопримечательность Подробнее...
Дом-телевизор Дом-телевизор Это здание на Мясницкой, 35 появилось на месте прежних застроек в конце тридцатых годов как символ советской эпохи — длинное, составленное из пары расположенных под углом... Подробнее...
Дом-коммуна Дом-коммуна Это дом, построенный в 1930 году по проекту архитектора И.С.Николаева, входит в число основных чудес начала русского конструктивизма. Подробнее...
«Римский Дом» «Римский Дом» Авторы этой необычной новостройки решили обратиться к стилю, который никогда не выйдет из моды и всегда будет актуален, благодаря многочисленным поклонникам – классициз... Подробнее...
Самые странные дома Москвы Самые странные дома Москвы Дом-яйцо, дом-слон, дом-паровоз и другие самые необычные столичные строения Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru