Главная / Места / Архитектура / Старый Гостиный двор в Москве

Старый Гостиный двор в Москве

В самом центре Москвы, рядом с Красной площадью, находится один из выдающихся памятников московской архитектуры конца XVIII - начала XIX веков - Старый Гостиный Двор. Он занимает целый городской квартал города. Главным фасадом здание выходит на Ильинку, двумя боковыми - в Хрустальный и Рыбный переулки, четвертый фасад Гостиного Двора обращен к Варварке. Ильинка и Варварка - две старейшие улицы Москвы. Ильинка получила свое название от сохранившегося до наших дней храма Ильи Пророка, который стоял в старину на подворье новгородского архиепископа.


Варварка обрела свое название от церкви во имя святой Варвары. Она почиталась на Руси как одна из покровительниц торговли. Обе улицы, c примыкающими к ним переулками, входили в древности в Великий Посад Москвы. Его центр располагался близ нынешнего Москворецкого моста.


Гостинный двор. Автор: Ж.Делабарт.

Сюда прибывали из дальних уголков Руси, из-за границы многочисленные купцы. Они вели торговлю сами или продавали товар оптом московским купцам. Ко 2-ой половине XIV - XV веков вся прибрежная территория, также как и местность к востоку от Кремля, стала обширным торговым и ремесленным центром Москвы. Здесь были Нижние, Средние, Верхние торговые ряды и множество отдельных лавок.


Гравюра с раскраской. Р.Курятникова (1824.г).

В 1493 году после очередного большого пожара из Кремля выселили торговавших там раньше купцов. Они обосновались на будущей Красной площади и на прилегающих к Кремлю улицах. Самая крупная торговля сосредоточилась на перекрестках улиц, так называемых "крестцах". На Ильинском крестце возник в начале XVI первый Гостиный Двор. Поначалу он был деревянным. Купцы держали в Гостином Дворе лавки, хранили товар. А приезжавшие издалека "гости" и жили в Гостином Дворе.


Ожившая картина "Шутники. Гостиный двор в Москве. "И. М.Прянишникова (1840 - 1894).

При матери Ивана Грозного, Елене Глинской, значительную часть Великого Посада обнесли каменной стеной. Примкнувшая к Кремлю территория стала называться Китай- городом. Значительную часть Китайгородских строений составили торговые здания. Уже при Иване Грозном деревянный Гостиный Двор на Ильинском крестце заменили каменным. Одно из первых упоминаний о нем встречается в записках немецкого барона Сигизмунда Герберштейна. Он описывал Москву времен Ивана Грозного так: "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным Двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют". На древнейшем "Петров- плане" Москвы, составленном в 1596- 1598 годах, Гостиный Двор отмечен с пояснением: "Гостиный Двор, где пользуются пристанищем для продажи своих товаров русские из окрестных городов".

В XVI веке в Смутное время Гостиный Двор горел. Он был восстановлен при первом царе из рода Романовых - Михаиле Федоровиче. Вслед за восстановлением Старого Двора стали строить новый корпус. Его назвали Новым Гостиным Двором. Строительство Нового Гостиного Двора заканчивал в 1661- 1664 годах уже царь Алексей Михайлович. Оба двора занимали только часть квартала. В них шла крупная оптовая торговля рыбой, икрой, солью, стеклом, хрустальной посудой, мехами. Гостиный Двор с утра до вечера был полон. В конце XVII века насчитывалось несколько десятков рядов, носивших название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, золотой, иконный, свечной, восковой, шапочный, кафтанный, медовый, ореховый, и т.д. Так были заложены первые правила гигиены в торговле. Вот впечатления иностранца, бывшего в то время в Москве: "двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много кавиара (икры)".

К концу XVIII века вновь встал вопрос о перестройке Гостиного Двора. Видя всюду развал хозяйства и нарастающее брожение в народе, Екатерина Великая поняла необходимость укрепления экономики страны путем развития рыночных отношений в границах империи. С этой целью в 1786 году от Екатерины последовал именной указ "Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды", в котором она распорядилась выстроить в границах большого квартала неправильной формы новое здание. Тем более, что в прежнем, построенном в первой половине XVII века, в 1770 году рухнули сразу 15 лавок. Проект здания был разработан итальянским архитектором Джакомо Кваренги.

Он приехал в Россию из города Бергамо, прожил в Петербурге несколько десятилетий и создал в северной столице ряд архитектурных шедевров. Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Здание по периметру было охвачено ритмом арок и коринфских полуколонн большого ордера. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы Большой внутренний двор он разделил поперечным корпусом на 2 части. Аркаду во дворах Кваренги обогатил тосканскими пилястрами.

Возведение Гостиного Двора длилось с 1789 года по 1805 год. Строительство осуществляли архитекторы московской Управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов. Строительство велось с великими трудностями. В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить лавку. Стихийное распределение мест привело к тому, что строительство началось одновременно с разных точек и "одни выводили оба этажа, другие - один, а многие отдавали свои места под лавочки, не начиная строить". Местность была не ровная, перепад высот, как сообщает справочник 1841 года, достигал 8-10 саженей. Отсутствие должной проработки проекта и своевременной разбивки по осям всего земельного участка привело к тому, что строительство велось "кто во что горазд".

Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены. Как свидетельствуют документы, сохранившиеся до наших дней: "План Кваренги везде удержан и нынешний Гостиный Двор к Ильинке построен правильно, а к Варварке построен не по конфирмованному фасаду". Несмотря на искажения, здание Гостиного Двора может быть с полным правом отнесено к одному из самых блестящих произведений мастера.

Смерть Екатерины II задержала окончание строительства. Его первая очередь была завершена в 1805 году. Окончательно же двор обрел надлежащий вид лишь после пожара 1812 года, когда он был восстановлен по первичным чертежам Кваренги знаменитым архитектором Осипом Бове. Его усилиями строительство завершилось в 1830 году. Московский Гостиный Двор является одним из первых построенных в России. Здание стало образцом для строительства гостиных дворов и в других городах. Здесь было место самых знаменитых купеческих лавок и трактиров, где люди обменивались новостями и узнавали об обычаях других народов. В Гостином Дворе можно было купить практически все, что было угодно. Именно в Гостином дворе в Москве придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир….

Существует предание, что однажды торговец ножевой линии шел в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюм за небольшие деньги. Изюм купцу был не нужен, но разносчик уговаривал: "Возьмите, сударь, остатки ведь!". Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска "Продажа остатков по самым дешевым ценам". От покупателей не было отбоя, а торговец скоро разбогател. Отсюда и появилась поговорка "Остатки сладки". Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья - первого воскресенья после Пасхи. "Остаточной" лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста.

Московские купцы обладали большим чувством юмора. В бойких местах Гостиного Двора они подкидывали завернутых в бумагу дохлых мышей и исподтишка потешались над "везучим" прохожим, который, думая, что нашел оброненную кем-то покупку, уносил ее домой. Иногда, сговорившись: "Краснить или зеленить будем?", купцы разыгрывали приходящих в лавку покупателей. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое, в зависимости от установленной договоренности, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Этот уникальный памятник архитектуры простоял в Москве почти 200 лет, но чуть было не повторил путь предыдущих Гостиных дворов XVII века, которые были разобраны из-за ветхости. Последний косметический ремонт здания проводился в 1923 году для приспособления под конторские помещения. Он перестал существовать как торговый комплекс. Во время войны 1941 года некоторые помещения использовались под бомбоубежища. Во внутреннем дворе были заложены 3 проездные арки, и внутри двора расположился завод.

На протяжении всего двадцатого века за состоянием Гостиного Двора практически никто не следил, что и привело к постепенному разрушению стен, деформации фундаментов, просадкам и трещинам. Несколько лет промедления могли обернуться полной утратой уникального памятника. Предпроектные обследования здания рядом институтов (отчеты Государственного строительного университета, ЦНИИСКа, ЦНИИСа и др.) показали, что здание находится в аварийном состоянии. Особенно слабым местом были кирпичные сводчатые перекрытия и простенки по галереям. Аварийность определялась старением и разложением старой кирпичной кладки. Часть фундаментов была подмыта подземными водами. Для того, чтобы не "потерять" этот памятник архитектуры, Правительство Москвы приняло постановление от 26 июля 1994 года № 618 о реконструкции и реставрации Гостиного Двора.

В 1996 году Гостиный двор было решено реставрировать. Наряду с геодезистами, на место прибыли и археологи. Объектом их пристального внимания стал культурный слой почвы, начиная от Ильинки и заканчивая Варваркой, достигающий местами 15 метров. Раскопки длились 4 года. В процессе работ было обнаружено 1000 сооружений, многие из которых датируются первыми веками нашей эры. Немало было найдено и предметов быта того времени. Археологи разрыли некрополь Златоверхой церкви. Останки со старинного кладбища были перезахоронены в Духовном православном центре. 20 апреля 1996 года, при расчистке северной части Гостиного двора, возле улицы Ильинки был найден один из крупнейших московских кладов! Что же он собой представлял? Археологи отрыли два кувшина – глиняный и медный. Емкости были заполнены монетами и шестнадцатью серебряными сосудами. Ученые насчитали более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 западноевропейских талеров. К сожалению, имя владельца клада установить не удалось, но, скорее всего, дом, в подполье которого хранилось богатство, сгорел. Видимо владелец сокровища не смог отыскать припрятанное среди остатков пожарища. Скорее всего, клад имел лишь одного владельца, ибо, будучи казенным, он был бы давно уже найден. Сокровища выставлены сейчас в археологическом музее столицы.

Как это ни прискорбно, но реставрация Старого Гостиного двора плавно переросла в реконструкцию. (Старым он стал называться после постройки в 1840 году в Рыбном переулке Нового Гостиного Двора.) Изначально в Гостином дворе планировалось разместить музей истории Москвы, но этим планам не суждено было сбыться. В процессе реконструкции было отмечено столько нарушений законодательства об охране исторических памятников, что соответствующие организации неоднократно обращались в Генеральную прокуратуру с просьбой о приостановке строительства. Проект неоднократно отклонялся Управлением госконтроля охраны памятников Москвы... Не смотря на эти перипетии, реконструкция была закончена и судить о ее адекватности предстоит уже нашим потомкам.

Общая площадь комплекса составляет около 82 тыс. кв.м. На территории комплекса размещаются магазины, рестораны, банки, кафе, бары, офисы, косметические салоны и др.

Уникальность Гостиного Двора обусловлена не только исключительностью его местоположения, но и неординарностью его художественных решений. В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстает, мощенный гранитом, внутренний двор, площадью около 12 000 кв.м. Он перекрыт крупнейшим в Европе легким безопорным светопрозрачным покрытием (крытая городская площадь сопоставима по размерам и очертаниям с Венецианской площадью Сан-Марко в Италии). В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, покрытие имеет системы снеготаяния, климатологии, сбора и отвода конденсата.

Как создавалась, по проекту Надара Вахтанговича Канчели, самое большое в Европе безопорное светопрозрачное покрытие, вознесшееся над Старым Гостиным Двором, можно прочитать здесь: ПРОЗРАЧНАЯ КРЫША НАД ГОСТИНЫМ ДВОРОМ

Во внутреннем дворе Атриума проходят культурно-массовые мероприятия, проводятся детские праздники и фестивали, организуются городские и общегосударственные праздники, международные выставки и салоны, концерты, шоу, показы мод и т.д. В частности проводится Ежегодный новогодний бал мэра, прошли концерты Монсеррат Кабалье, Хосе Каррераса, Сиссел, выставка "Православная Русь" и т.д.

Гостиный двор имеет ячеистое строение - каждая ячейка подвал-склад и торговые помещения.

  • Адрес: ул. Ильинка, 4. 
  • Ближайшие станции метро: Китай-город, Площадь Революции.

P.S. Власти Москвы приняли решение весной 2012 года выставить на торги комплекс Гостиный двор.

Автор фотографий: appassionata
Источники информации:
Сайт МГД www.mosgd.ru
Другая Москва: www.drumsk.ru
Наука и жизнь: www.nkj.ru

Подписка на новости

Смотрите также:

«Римский Дом» «Римский Дом» Авторы этой необычной новостройки решили обратиться к стилю, который никогда не выйдет из моды и всегда будет актуален, благодаря многочисленным поклонникам – классициз... Подробнее...
Погодинская изба Погодинская изба Одно из немногих уцелевших в Москве деревянных зданий можно увидеть в Хамовниках. Это Погодинская изба, известная также как Древлехранилище, где хранились исторические ре... Подробнее...
Дом-телевизор Дом-телевизор Это здание на Мясницкой, 35 появилось на месте прежних застроек в конце тридцатых годов как символ советской эпохи — длинное, составленное из пары расположенных под углом... Подробнее...
Дом-коммуна Дом-коммуна Это дом, построенный в 1930 году по проекту архитектора И.С.Николаева, входит в число основных чудес начала русского конструктивизма. Подробнее...
Бахрушинский особняк Бахрушинский особняк Голубое двухэтажное здание с барочной лепниной на Новокузнецкой улице вошло в историю как дом Бахрушина. Так сложилось, что здания называют по фамилии последнего владел... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru