Главная / Места / Памятники, скульптуры / Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

В сентябре 2008 года разобрали один из самолетов, стоящих на ВВЦ, общественность забеспокоилась, что подобная судьба постигнет и соседей — второй самолет ЯК-42 и ракету «Восток». Вкупе с демонтированной скульптурой «Рабочий и колхозница» казалось, что все символы прошедшей эпохи уйдут безвозвратно. Судьба ракеты-носителя и самолета долго оставалась неопределенной. На сегодняшний день самолет и ракета отреставрированы и радуют посетителей ВВЦ.


 

Непонятным остается вопрос о правах собственности на ракету. Известно, что «Восток» находится на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Но вот принадлежит ли им экспонат, не знают... даже в самом выставочном центре. Не совсем понятна и его историческая ценность. С одной стороны, он многими воспринимается как символ ВВЦ, в то же время чиновники отказываются считать «Восток» памятником. Как сказали «МК» в Москомнаследии, в отличие от ВВЦ в целом ракета не является объектом культурного наследия. Поскольку это макет, не обладающий самостоятельной историко-художественной, научной и технической ценностью.

Ракета-носитель на ВВЦ была открыта для обозрения 20 сентября 1969 года вместе с павильоном «Космос» как символ первого космического полета с участием человека. Но на самом деле этот «Восток» хоть и полностью повторяет ракету-носитель, отправившую Гагарина в космос, — всего лишь макет.

У самолета судьба была так же не проста. В отличие от ракеты самолет является оригиналом, установлен был даже без демонтажа двигателя.

В начале 70-х годов советское небо бороздили самолёты одной единственной, государственной, авиакомпании — Аэрофлот. С задачами полётов средней дальности справлялись ИЛ-18 и ТУ-134. Первый из них к тому времени морально устарел и был недостаточно быстр. Второй был не очень вместителен и тоже не так молод. Стране требовалась шустрая, надёжная и высокотехнологичная машина, которая должна была соответствовать не только отечественным, но и международным требованиям. Перед конструкторами поставили задачу, которая звучала следующим образом: «Срочно повысить точность полётов самолётов по высоте в 30 раз!». Разрабатывать с нуля — значило потратить огромное количество времени. На тот момент в ОКБ А.С. Яковлева разрабатывался ЯК-42, всего лишь второй опыт этого бюро в проектировании самолётов подобного класса. Именно ЯК-42, несмотря на то, что уже испытывался первый прототип, должен был стать решением поставленной задачи. Конструкторов буквально обязали задать новые стандарты для советской авиации…

В 1978 году, после ряда испытаний и поисков, к примеру у первого варианта ЯК42 изначально было прямое крыло, а не стреловидное, на саратовском авиационном заводе был собран второй лётный прототип. Его ждали не только лётные испытания, но и важная, практически дипломатическая миссия — представлять страну на международном авиасалоне в Ле Бурже, во Франции. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский — Варшава — Ле-Бурже: командир, герой СССР — Валентин Мухин, второй пилот — Олег Булыгин, штурман — Владислав Худяков, механик — Алексей Лазовой.

Новый суперсовременный советский авиалайнер произвёл фурор! Но заявленными техническими характеристиками нужно было не только похвастаться, но и подтвердить рекордами в своём классе. В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, ЯК-42 рассчитан на дальность не более 2900!

После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года ЯК-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!

Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт ТУ-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь ЯК-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника  отступила.

14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки.

9 мая 2010 года ЯК-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.

На этом история ЯК-42 не заканчивается, теперь перед самолётом стоят новые, амбициозные задачи. Самолёту предстоит длинный и интересный творческий путь. Открывать новые имена в современном искусстве, создавать уникальные события, вдохновлять, и к титулу легенды отечественного авиастроения добавить статус одной из самых ярких арт-площадок в России!

 

  • Адрес: на территории ВВЦ, на площади Промышленности. 
  • Ближайшие станции метро: ВДНХ и Ботанический сад.

 

 

Источник информации: www.vvcentre.ru, www.yak42.ru

Автор статьи и фотографий: Ирина Ткачук.

Подписка на новости

Смотрите также:

Памятник первому спутнику Памятник первому спутнику Памятник первому спутнику установлен на улице около вестибюля метро «Рижская». Скульптура представляет собой рабочего, поднявшего в руке первый искусственный спутник Зе... Подробнее...
Памятник князю Владимиру открыли на Боровицкой площади Памятник князю Владимиру открыли на Боровицкой площади В мероприятии принял участие Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Сергей Собянин. Подробнее...
Памятник танцовщице танца на шесте Памятник танцовщице танца на шесте В Москве установлен памятник танцовщице танца на шесте. Находится он в 100 метрах от метро Алексеевская (в сторону ВДНХ), рядом со стрип-баром «Белый медведь». Подробнее...
Памятник Памятник "Лужкову-дворнику" До недавнего времени прямо на входе в музей современного искусства на Петровке посетителей встречал бывший московский мэр Лужков, одетый дворником и держащий в руках метл... Подробнее...
Кубик-рубик школы №1254 Кубик-рубик школы №1254 На улице Девятая рота можно увидеть вот такую вот метровую фигуру «кубика-рубика». Такая красота принадлежит средней общеобразовательной школе с углубленным изучением и... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru