Главная / Места / Памятники, скульптуры / Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

Самолет ЯК-42 и ракета «Восток» на ВВЦ

В сентябре 2008 года разобрали один из самолетов, стоящих на ВВЦ, общественность забеспокоилась, что подобная судьба постигнет и соседей — второй самолет ЯК-42 и ракету «Восток». Вкупе с демонтированной скульптурой «Рабочий и колхозница» казалось, что все символы прошедшей эпохи уйдут безвозвратно. Судьба ракеты-носителя и самолета долго оставалась неопределенной. На сегодняшний день самолет и ракета отреставрированы и радуют посетителей ВВЦ.


 

Непонятным остается вопрос о правах собственности на ракету. Известно, что «Восток» находится на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Но вот принадлежит ли им экспонат, не знают... даже в самом выставочном центре. Не совсем понятна и его историческая ценность. С одной стороны, он многими воспринимается как символ ВВЦ, в то же время чиновники отказываются считать «Восток» памятником. Как сказали «МК» в Москомнаследии, в отличие от ВВЦ в целом ракета не является объектом культурного наследия. Поскольку это макет, не обладающий самостоятельной историко-художественной, научной и технической ценностью.

Ракета-носитель на ВВЦ была открыта для обозрения 20 сентября 1969 года вместе с павильоном «Космос» как символ первого космического полета с участием человека. Но на самом деле этот «Восток» хоть и полностью повторяет ракету-носитель, отправившую Гагарина в космос, — всего лишь макет.

У самолета судьба была так же не проста. В отличие от ракеты самолет является оригиналом, установлен был даже без демонтажа двигателя.

В начале 70-х годов советское небо бороздили самолёты одной единственной, государственной, авиакомпании — Аэрофлот. С задачами полётов средней дальности справлялись ИЛ-18 и ТУ-134. Первый из них к тому времени морально устарел и был недостаточно быстр. Второй был не очень вместителен и тоже не так молод. Стране требовалась шустрая, надёжная и высокотехнологичная машина, которая должна была соответствовать не только отечественным, но и международным требованиям. Перед конструкторами поставили задачу, которая звучала следующим образом: «Срочно повысить точность полётов самолётов по высоте в 30 раз!». Разрабатывать с нуля — значило потратить огромное количество времени. На тот момент в ОКБ А.С. Яковлева разрабатывался ЯК-42, всего лишь второй опыт этого бюро в проектировании самолётов подобного класса. Именно ЯК-42, несмотря на то, что уже испытывался первый прототип, должен был стать решением поставленной задачи. Конструкторов буквально обязали задать новые стандарты для советской авиации…

В 1978 году, после ряда испытаний и поисков, к примеру у первого варианта ЯК42 изначально было прямое крыло, а не стреловидное, на саратовском авиационном заводе был собран второй лётный прототип. Его ждали не только лётные испытания, но и важная, практически дипломатическая миссия — представлять страну на международном авиасалоне в Ле Бурже, во Франции. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский — Варшава — Ле-Бурже: командир, герой СССР — Валентин Мухин, второй пилот — Олег Булыгин, штурман — Владислав Худяков, механик — Алексей Лазовой.

Новый суперсовременный советский авиалайнер произвёл фурор! Но заявленными техническими характеристиками нужно было не только похвастаться, но и подтвердить рекордами в своём классе. В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, ЯК-42 рассчитан на дальность не более 2900!

После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года ЯК-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!

Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт ТУ-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь ЯК-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника  отступила.

14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки.

9 мая 2010 года ЯК-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.

На этом история ЯК-42 не заканчивается, теперь перед самолётом стоят новые, амбициозные задачи. Самолёту предстоит длинный и интересный творческий путь. Открывать новые имена в современном искусстве, создавать уникальные события, вдохновлять, и к титулу легенды отечественного авиастроения добавить статус одной из самых ярких арт-площадок в России!

 

  • Адрес: на территории ВВЦ, на площади Промышленности. 
  • Ближайшие станции метро: ВДНХ и Ботанический сад.

 

 

Источник информации: www.vvcentre.ru, www.yak42.ru

Автор статьи и фотографий: Ирина Ткачук.

Подписка на новости

Смотрите также:

Памятник Памятник "Дорогу утятам" Памятник «Дорогу утятам» очень любят и дети и взрослые. Он символизирует детство, добро и семью. Памятник расположен возле Новодевичьего монастыря в небольшом сквере Моск... Подробнее...
Необычные скульптуры во дворе Провиантских складов Необычные скульптуры во дворе Провиантских складов Если выйти на станции метро "Парк культуры", на другой стороне дороги будут находится Провиантские склады 1835 года в стиле ампир. Изначально склады строились как храни... Подробнее...
Фигуры из глушителей на авторынке Фигуры из глушителей на авторынке На Южнопортовой улице на территории авторынка есть прикольные фигуры из глушителей. Сотрудник ГИБДД с радаром, Буратино с золотым ключиком, самолет, человек с оружием  ... Подробнее...
Скульптура Скульптура "Старик и Золотая рыбка" Торговый комплекс «Охотный ряд» с его сказочными фонтанами ровесник металлических деревьев Лужкова моста и поэтому традиция эта тоже новая, но не менее популярная. Некото... Подробнее...
Памятник А.С.Пушкину на Пушкинской площади Памятник А.С.Пушкину на Пушкинской площади Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Рассматривать памятник интересно с разных углов. Пушкин стоит ... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru