Главная / История / Ожидания и реальность. Как видели Москву будущего в 1914 году

Ожидания и реальность. Как видели Москву будущего в 1914 году

Торговый порт у Кремля, дирижабли с шоколадом и аэросани Ямской, ставшей Ленинградским проспектом. Такой в 1914 году представляли себе Москву XXIII века.

Какие прогнозы футурологов царской России остались фантазиями, а какие все же сбылись, смотрите в галерее на портале Москва 24.

За несколько месяцев до начала Первой мировой войны кондитерская фабрика "Эйнем" выпустила шоколадные конфеты под названием "Москва будущего". В каждой коробке лежали восемь открыток с подписями на обороте. Сюжеты были посвящены тому, как будет выглядеть Москва с 2114 по 2259 год. 
 

Центральный вокзал

                  Центральный вокзал

Ожидания: Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный вокзал земных и воздушных путей сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров − земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротой телеграммы. 

Реальность: Центральный вокзал Москвы планировали построить в начале XX века в центре города. Он должен был связать железнодорожные линии всех направлений и интегрироваться в систему метрополитена, который тогда тоже был лишь проектом. Но уже к началу 1920-х годов идея потеряла актуальность. 
 

Москворецкий мост

Москворецкий мост

Ожидание: Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…

Реальность: Воздушная дорога на открытке − монорельс. Он заработал в Москве в 2004 году, но не по подвесной схеме, а по опорной. И проходит не в районе Лубянской площади, а около ВДНХ и телецентра Останкино.
 

Лубянская площадь

Лубянская площадь

Ожидания: Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.

Реальность: Здание магазина "Детский мир", построенное в 1957 году, выглядит почти так же и находится там же, что и дом на карточке. И метро "Лубянка" на открытке практически в том же месте, где его построили в 1935 году. Только современная станция − закрытого типа. Кстати, вывеска над входом в подземку здесь изображена на парижский манер: во французской столице метро уже работало, первая линия открылась в 1900 году. Похожий вход в метро в Москве есть, он ведет на "Киевскую". 
 

Река Москва

                  Река Москва

Ожидание: Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира − исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом. 

Реальность: После строительства Канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Беломорканала, Волго-Донского канала и системы гидроузлов на реке Волге, Москва стала портом пяти морей. Это значит, что в нее могут заходить суда класса "река − море", следующие до Черного, Средиземного, Красного, Белого, Балтийского, Баренцева и Северного морей. Правда, стоит отметить, что крупные суда в акваторию Москвы-реки все-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище, у Северного речного вокзала.
 

Петровский парк

                  Петровский парк

Ожидание: Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, прапрапрадеды.

Реальность: 11-летняя реконструкция Петровского путевого дворца закончилась в 2009 году. Там теперь гостиница, ресторан, бассейн, пресс-центр и концертный зал.
 

Красная площадь

Красная площадь

Ожидание: Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре − полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.

Реальность: Красную площадь закрыли для сквозного автомобильного движения в 1960-е годы. Возможно, к 2200-му откроют. 
 

Петербургское шоссе

                 Петербургское шоссе

Ожидание: Красивая ясная зима 2259 года. Уголок "старой" веселящейся Москвы, древний "Яр" по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.

Реальность: "Яр" до сих пор стоит на Ленинградке. А вот шоссе, к счастью, катком становится редко и кратковременно − до массированной атаки коммунальных служб после снегопада.
 

Театральная площадь

                  Театральная площадь

Ожидание: Театральная площадь. Темп жизни усилился в 100 раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом “Мюр и Мерлиз” в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток. 

Реальность: Уже в 1930-х годах в Москве появилась пожарная авиация: сначала легкие самолеты, позже (с 1960-х годов) − вертолеты. А в основанном шотландскими предпринимателями Торговом доме “Мюра и Мерлиза” сегодня находится ЦУМ.

 

 Источник: М24 

Подписка на новости

Смотрите также:

Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Городские суеверия: как москвичи гадали на Святки Святки — особое время от Рождества до Крещения. Именно в этот период, как считалось в старину, можно увидеть вещие сны или получить самые точные предсказания будущего. Подробнее...
Поселок художников Поселок художников "Сокол": город-сад в Москве Есть в нашем городе удивительное место, попав в которое, абсолютно не веришь, что оно реально и сохранилось до наших дней сквозь годы истории. Подробнее...
Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» Куда Данелия Михалкова вёл. Все места столицы в фильме «Я шагаю по Москве» В реальности на маршрут, на который герои любимого многими поколениями фильма «Я шагаю по Москве» тратят не так уж много времени, уйдет много часов. Подробнее...
Московское метро. Площадь, Революции. Московское метро. Площадь, Революции. Рейтинг потирания скульптур. 1 место - носы собак. За 10 минут были потерты 56 раз. 2 место - бронзовый петух. 11 потираний (Внимание! Стоило ли так поступать-читайте дал... Подробнее...
ГУМ — битва власти и бизнеса. Где уместен московский торг? ГУМ — битва власти и бизнеса. Где уместен московский торг? Торговля пришла на Боровицкий холм гораздо раньше власти. Но мало-помалу сдавала позиции. Тем не менее Верхние торговые ряды должны были стать оплотом торговли: деловым ц... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru