Главная / История / Большая Дорогомиловская улица

Большая Дорогомиловская улица

Большая Дорогомиловская улица — улица в Западном административном округе города Москвы в районе Дорогомилово. Начинается у Бородинского моста и площади Киевского Вокзала и проходит от набережной Тараса Шевченко до площади Дорогомиловская Застава, где вливается в Кутузовский проспект.

Слева примыкают 2-й Брянский переулок и улица Можайский Вал, справа — 1-я Бородинская улица и Украинский бульвар. Нумерация домов ведётся от площади Киевского Вокзала.

Местность Дорогомилово известна с XIII века по владельцу вотчины боярину Ивану Дорогомилову, и первоначально располагалась на левом берегу Москвы-реки. Но в XVI веке на правом берегу была основана Дорогомиловская ямская слобода. С тех пор Дорогомиловом стали называть местность в излучине Москвы-реки, на правом берегу. Название Дорогомиловская улица получила в XVIII веке. Слово Большая добавилось в название после того, как при застройке образовалась параллельная улица, названная Малой Дорогомиловской.

При подготовке к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года встал вопрос о переименовании Дорогомиловской улицы в улицу Кутузова (этот вопрос поднимался в Думе ещё в 1909 году), но древнее название улицы всё же было сохранено.

Первоначально Смоленская дорога из Москвы на запад проходила от Смоленских ворот Земляного города по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря и через Сетуньскую переправу. Тогда Дорогомилово называли ещё местность на левом берегу Москва-реки. На правый берег это название было перенесено в конце XVI века тогда же, когда была изменена трасса Смоленской дороги, теперь проходившей по нынешней Смоленской и Большой Дорогомиловской улицам. Примерно в это же время сюда были переселены из села Большие Вязёмы «государевы ямщики» — крестьяне, освобождённые от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» — перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано:

«Охотники ямские из того Вязёмского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу.»

Так на правом, ранее не заселённом берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода, главной улицей которой стала нынешняя Большая Дорогомиловская.

В 1742 году был сооружён Камер-Коллежский вал, ставший таможенной, а позже административной границей Москвы. Большая Дорогомиловская улица заканчивалась у ворот Дорогомиловской заставы, за которой начиналось Можайское шоссе.

Закат эпохи ямщиков наступил в середине XIX века, когда почту начали перевозить в специальных почтовых экипажах, по железным дорогам и пароходами. Ямщики, лишенные старых привилегий, становились городскими извозчиками, легковыми или ломовыми, развозившими грузы от железнодорожных станций.

1 августа 1899 года отправился первый поезд с построенного в Дорогомилове Брянского (ныне Киевского) вокзала. Из-за этого нагрузка на улицу и Бородинский мост существенно возросла: целый день по Дорогомиловской улице тянулась бесконечная вереница извозчиков. После постройки вокзала Дорогомилово начали усиленно застраивать, преимущественно деревянными двухэтажными домами.

Дорогомилово было бедной окраиной Москвы, к тому же, часто заливаемой наводнениями. Особенно большие наводнения случились в 1879 и в 1908 годах.

В 1879 году вода залила большую часть Дорогомиловской улицы и поднялась на 3 аршина (213,36 см). Почти все низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома были целиком залиты. Жители забирались на чердаки и тем только спасались от гибели. Некоторые из осажденных наводнением снимали с петель ворота и плавали на них в поисках пищи. Потоки воды неслись с такой силой, что на углу одного из переулков вода отмыла целый угол каменного дома вместе с полом и имуществом.

Но более всего Дорогомилово пострадало во время наводнения 1908 года. Наводнение началось утром в пятницу на Страстной неделе, и вода держалась до вечера первого дня Пасхи. В пятницу в Богоявленском храме совсем не было богослужения. На Большой Дорогомиловской улице были залиты первые этажи, а в переулках некоторые одноэтажные дома залило совсем, с крышей. По улице и по переулкам передвигались на лодках. По Дорогомиловской улице все утро горели фонари, и их некому было тушить. Многие лесные и дровяные склады по правую сторону моста разнесло половодьем. Трёхгорный пивоваренный завод почти весь был залит водой. Вода подошла к Дорогомиловскому кладбищу и залила часть могил. Огромная вокзальная площадь представляла собой бурное озеро. Брянский вокзал не мог функционировать, и поезда приходилось отправлять с Брестского вокзала.

Накануне Светлого праздника Москву посетило огромное бедствие: разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания... Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12 полицейских участков города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба Пятницкой. Наводнение этого года охватило около 4 миллионо кв. сажен, то есть 1/5 часть всей площади города.

— Доклад № 128-й Московской городской управы по борьбе с наводнением, организации помощи пострадавшему населению и о размерах убытков, причинённых наводненеим 25 апреля 1908 года.

В конце XIX века от Дорогомиловской заставы к центру города можно было доехать конкой. В 1909 году встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Жители Дорогомилова подали в Думу прошение, мотивируя необходимость капитального ремонта Бородинского моста и прокладки трамвайной линии тем, что население Дорогомилова, включая окрестности, достигло ста тысяч жителей. Движение электрического трамвая по новой линии на Большой Дорогомиловской улице от Дорогомиловской заставы было открыто 5 ноября 1909 года. Окраинные улицы обыкновенно освещались керосиновыми лампами, но после прокладки трамвайной линии вдоль Большой Дорогомиловской улицы загорелись керосиново-калильные фонари, дававшие большой круг очень яркого света.

В декабре 1934 года была закончена прокладка по Большой Дорогомиловской улице (с Арбата до Дорогомиловской заставы) линии троллейбуса, ставшей второй в Москве после линии на Ленинградском шоссе. Троллейбусы ходят по улице до сих пор.

10 июля 1935 года был утверждён Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было записано:

Площадь Киевского Вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки. Дорогомиловская улица до Дорогомиловской площади расширяется с 31 до 70 м. Реконструируемая Дорогомиловская площадь становится узловой, разгрузочной и связывает Дорогомиловскую улицу и Новый Арбат с Можайским шоссе. Можайское шоссе превращается в одну из самых оживлённых артерий города шириной 70 — 100 м. Правая сторона этой магистрали освобождается от ветхих зданий. Богатые зелёные массивы связывают магистраль с набережной Москвы-реки. В целях разгрузки Арбата прокладывается новая прямая магистраль, так называемая Новоарбатская. Магистраль проходит от Москвы-реки через кварталы Дорогомиловской улицы и Дорогомиловской площади. Набережная Москвы-реки превращается в сквозную магистраль. Набережные озеленяются, берега одеваются в гранит. Москва-река у Дорогомиловской луки спрямляется. Дорогомиловская набережная становится одной из благоустроенных улиц Москвы. Бережковская набережная расширяется до 50 м.

В 1936 году в преддверии реконструкции улицы, линия трамвая, существовавшаяя с 1909 года была переложена на соседние улицы. Теперь трамвай стал ходить по 1-му и 2-му Брянским переулкам, Брянской и 2-й Извозной улицам.

Застройка Кутузовского проспекта от места его слияния с Большой Дорогомиловской улицей началась в 1936 году. Большой Дорогомиловской — в 1938 году. Тогда был взорван бывший главный храм Дорогомилова — Храм Богоявления Господня, построенный ещё в XVI веке. На его месте в 1939 году был сооружён первый дом реконструируемой улицы (дом 1 по Большой Дорогомиловской ул.), а также дом 5. Остальные дома на улице были сооружены уже после Великой Отечественной войны.

Примечательные здания и сооружения.

По нечётной стороне:

№ 1 — Восьмиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1939 года. Здесь жил писатель и поэт Александр Твардовский (мемориальная доска, 1977, скульптор Т. И. Каленкова, архитектор С. А. Захаров). Ранее на этом месте стояла Церковь Богоявления Господня, что в Дорогомилово XVIII века (колокольня — 1874, архитектор Н. В. Никитин; перестройка приделов — 1898, архитектор В. Г. Сретенский).

№ 3 — Детский сад № 1031

№ 5 — Шестиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1939 года. Здесь жили военные деятели — Герой Советского Союза И. А. Тараненко, генерал К. Н. Смирнов.

№ 5 корп. 2 — Четырёхэтажный кирпичный жилой дом постройки 1914 года, самый старый дом района Дорогомилово

№ 7/2 — Семиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1954 года

№ 9 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1954 года. В 1954—1979 годах здесь жили актриса Валентина Телегина, кинорежиссёры Сергей Герасимов, Александр Столпер (мемориальная доска, 2008), Михаил Калатозов (мемориальная доска, 1986, архитектор Н. И. Рослова), физико-географ Н. А. Гвоздецкий.

№ 9а — Пристройка к жилому дому, с магазином

№ 9 корп. 2 — Бывший детский сад

№ 11 — Жилой дом (1938—1940, архитекторы З. М. Розенфельд, Ю. Шевердяев)

По чётной стороне:

№ 4 — Четырнадцатиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1955 года. Здесь жила Бетти Глан.

№ 6 — Восьмиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1933 года в стиле конструктивизм

№ 8 — Двенадцатиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1979 года. Здесь жили актёры Роман Филиппов, Виталий Соломин.

№ 8а — Ресторан «Макдоналдс» (1997, архитектор В. С. Кубасов)

№ 10 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1977 года

№ 10 корп. 2 — Школа посольства Индии в Москве и вечерняя школа № 124 (фактически стоит на Малой Дорогомиловской улице)

№ 12 — Сносимое здание, принадлежащее ИТАР-ТАСС

№ 14 корп. 1 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1972 года

№ 16 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1962 года

Dorogomilovskaya_Street_1800px-RIAN_archive_604273_Barricades_on_city_streets800px-Moscow_Bolshaya_Dorogomilovskaya_6Bolshaya_Dorogomilovskaya_Street_2

 

Подписка на новости

Смотрите также:

Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего» Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего» 13 апреля 1984 г. ученик московской школы № 20 на машине времени попадает в 2084 год. Так начинается любимый миллионами советских подростков сериал «Гостья из будущего» п... Подробнее...
Самый пафосный, музыкальный романтичный. Гид по московским фонтанам Самый пафосный, музыкальный романтичный. Гид по московским фонтанам Расскажем о том, какой фонтан столицы самый старый, а на фоне какого стоит фотографироваться молодожёнам. Подробнее...
Пречистенка Пречистенка Эта улица, под названием Пречистенка, в наши дни соединяет две площади – площадь Пречистенских Ворот и Зубовскую, и располагается между улицами Арбат и Остоженка. Подробнее...
История Московского такси История Московского такси Датой появления первого такси в Москве считается сентябрь 1907 года, когда новостная газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на столичных улицах автомобиля американс... Подробнее...
«Дома № 1». Где жили московские градоначальники? «Дома № 1». Где жили московские градоначальники? Должность московского главы учредил Пётр I. И за три столетия, что она существует, в Москве сменилось более 70 градоначальников! Интересно, а где они жили, пока на Твер... Подробнее...

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru

Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru

По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru