17.04.2012 13:13
Просмотров: 3039
О значимости РГБ для государства говорит и тот факт, что библиотека имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации с момента учреждения в 1991 году Президентом Российской Федерации этой высшей категории учета и охраны памятников культуры. РГБ входит также в перечень объектов культуры, патронируемых ЮНЕСКО.
Все изменения в государстве непосредственно сказывались на изменении характера деятельности Библиотеки, составе ее фонда, составе читателей, объеме и формах обслуживания. В стране происходила культурная революция, цель которой нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности.
В 1921 г. Библиотека становится государственным книгохранилищем. Библиотека выполнила свою историческую миссию по собиранию, сохранению и предоставлению пользователям книжного и рукописного фонда, приняв участие в реализации Постановления ЦИК 1918 г. "Об охране библиотек и книгохранилищ", вобрав в свои фонды брошенные, бесхозяйные, национализированные книжные коллекции.
Получение Библиотекой с 1922 г. двух обязательных экземпляров всех печатных изданий на территории государства позволяло, в том числе оперативно предоставлять тысячам читателей не только литературу на языках народов СССР, но и ее переводы на русский язык. Все это особенно после 1938 г., когда было введено обязательное преподавание русского языка во всех национальных школах, делало многонациональную литературу доступной каждому.
Огромное количество книжных поступлений и высокий статус (о чем говорит присвоенное ей имя вождя), требовали нововведений. В первую очередь — расширения площадей. В 1926 году Совнарком признал «существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим ее работе и значению». В 1927—1929 годах в три этапа прошел конкурс на лучший проект. В итоге предпочтение отдали проекту знаменитых советских архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, в конкурсе, кстати, не участвовавших. Их работа более всего впечатлила тогдашнего директора Ленинки Владимира Невского — по образованию историка, профессора Московского университета, в прошлом профессионального революционера. Его расстреляли в тридцать седьмом как врага народа.
Роль этого человека в истории библиотеки невозможно переоценить. В большой степени благодаря Владимиру Ивановичу власть приняла решение о необходимости строительства. И он по праву заложил первый камень в фундамент нового здания. Оно стало эталоном «сталинского» стиля в зодчестве. Авторы сумели объединить в одно художественное целое советский монументализм и неоклассические формы, востребованные в русском зодчестве. И потому их творение гармонично вписалось в архитектурное окружение — Кремль, Московский университет, Манеж, Дом Пашкова.
Записаться в библиотеку сейчас может любой. Библиотека предоставляет право пользоваться своими читальными залами всем гражданам России и других государств, достигшим 18-летнего возраста. Но фотоаппарат придется сдать в гардероб), пофотографировать разрешат только на экскурсии.
В музее книги пятьсот редких книг всех времен и народов в экспозиции и еще 300 000 — в хранении. От свитка из папируса (Древний Египет, iii век до н.э.) и слепка глиняной книжки-таблички до «Олимпийской клятвы» (Мюнхен, 1964, 6х6 мм). Но многие издания представлены факсимиле — например, 42-строчная Библия Гутенберга. В оригинале — «Римская история» Тита Ливия 1469 года, печатная, но с инициалами и орнаментом, выполненными от руки; первые книги кириллического шрифта — краковский «Октоих» 1491 года или «Малая подорожная книжица» (1522) белорусского первопечатника Франциска Скорины. Из национального достояния — «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, а также другие его книги, сделанные уже на Украине, куда Федоров сбежал от обвинений в ведовстве: «Евангелие учительное» и первая полная славянская Библия 1581 года. Чудеса полиграфии, а также редкие издания Пушкина («Евгений Онегин» с автографом поэта), Гоголя, Достоевского.
Фотографировать строго запрещено.
Здание щедро украшено. Между пилонами фасада расположились бронзовые барельефы с изображением властителей духа — ученых, мыслителей, писателей. Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь. Скульптурный фриз над главным портиком выполнен в основном по рисункам академика архитектуры и театрального художника Владимира Щуко. В оформлении Всесоюзной библиотеки имени Ленина приняли участие такие мастера, как Матвей Манизер, Надежда Крандиевская, Вера Мухина, Сергей Евсеев, Всеволод Лишев. Импозантный конференц-зал спроектировал архитектор Александр Хряков.
Для облицовки фасадов использовались известняк и торжественный черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Парадную мраморную лестницу еще до войны запечатлел художник с мировым именем Василий Шухаев. Впоследствии его родственники подарили эту картину Музею истории РГБ.
В годы Великой Отечественной войны Библиотека практически ни на один день не прекращала обслуживания читателей. Изменился и внешне (военная форма в читальных залах преобладала) и по характеру своих запросов.
Интересные факты о библиотеке:
Из вестибюля мраморная лестница поднимается в зал каталога и распределительный холл, за которым размещены специализированные читальные залы.
Справочно-поисковый аппарат библиотеки сосредоточен в Зале каталогов. Каталог — (слово греческого происхождения и означает "собрание", "сосредоточение" чего-либо) перечень произведений и других документов, имеющихся в библиотеке, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание фонда. Каталоги бывают самые различные: по назначению — служебные и читательские; по способу группировки материала — алфавитные, систематические; по видам документов (CD-диски, видеокассеты). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции. Картотека состоит из карточек , каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. . Каталоги-картотеки получили широкое распространение с конца 19 в., чему способствовало и решение Библиотеки Конгресса США в 1901 начать продажу копий своих карточек другим библиотекам. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.
Проектирование библиотеки началось в 30 годы, в период перехода от конструктивизма к сталинскому классицизму. Здание библиотеки не вписывается ни в тот, ни в другой стиль и исследователи, за неимением лучшего, отностят его к стилю Ар-Деко, с которым у него и впрямь есть много общего.
В библиотеке есть и компьютерный каталог. Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам.
Автор статьи и фотографий: aroundtree
Пост и обсуждение в нашем "Живом журнале"
В Контакте: santandrey
По вопросам сотрудничества: reklama@anothercity.ru
Для ваших анонсов о ваших событиях и интересных местах: anons@anothercity.ru
По вопросам работы портала: admin@anothercity.ru