Главная / История / Дома, ставшие стихами. Цветаева была влюблена в... одну из своих квартир

Дома, ставшие стихами. Цветаева была влюблена в... одну из своих квартир

В дар дому-музею Марины Цветаевой недавно передали её неизвестные письма.

В Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой.
В Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Одноэтажный деревянный дом № 8 в Трёхпрудном переулке , в котором Марина провела дет­ство, не уцелел. Представить его можно, вспомнив строки:

Высыхали в небе изумрудном
Капли звёзд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трёхпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.

Первый «дом Марины» в Москве снесли во время революции.
Первый «дом Марины» в Москве снесли во время революции. Фото: pastvu.com

Крошечный дом, в котором Цветаева пережила и счастье, и боль (в нём она потеряла в 1906 г. мать, отец же был всё время занят), был олицетворением «Марининой Москвы»: на него со всех сторон надвигались новые дома, поэтесса писала о них — «уроды, грузные, в шесть этажей». «Трёхпрудный дом» снесли в революцию, но атмосфера, из которой ткалось вдохновение будущей великой поэтессы, осталась прежней. Она особенно чувствуется возле тополей, о которых строки:

Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера. 
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра».

 

 
 
 
Чтобы почувствовать цветаевскую Москву, нужно непременно побывать в Трёхпрудном переулке. Деревянного домика, в котором выросла поэтесса, уже нет, но атмосфера старой романтической Москвы сохранилась.
Фото: pastvu.comАиФ / Эдуард Кудрявицкий

«Обормотник» с видом на Кремль

Следующее очень важное место — легендарный дом № 19 в Сивцевом Вражке , прозванный богемной молодёжью «обормотником». Сюда юная и по уши влюблённая в Сергея Эфрона Марина

Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.

переехала в 1911 г. после судьбоносной встречи с будущим мужем в Коктебеле. «У меня большое окно с видом на Кремль, — писала Цветаева Волошину. — Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и тёмные силуэты башен. Наша квартира начала жить». В квартире Эфрона и Цветаевой постоянно «толклась» творческая молодёжь: уст­раивали капустники, ставили спектакли, пели песни и читали стихи.

В «обормотнике» в Сивцевом Вражке поэтессе сначала было весело, потом стало неуютно...
В «обормотнике» в Сивцевом Вражке поэтессе сначала было весело, потом стало неуютно... Фото: АиФЭдуард Кудрявицкий

Впрочем, вернувшись из свадебного путешествия, молодая жена вдруг осознала, что устала от шума и суеты. И принялась искать в Москве дом, чтобы свить «романтическое гнездо». Не комфортабельную квартиру в новостройке, а «типично московский дом» — желательно с историей: она обожала старые дома, старинные вещи и старомодные наряды

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы.

Вымечтанный дом нашёлся в Борисоглебском переулке (№ 6, стр. 1, сейчас в нём расположился музей), между Арбатом и Поварской.


Дом-корабль

«Самое удивительное в нашем «доме-корабле» — то, что, глядя на него с улицы, невозможно даже предположить, как причудливо он спланирован внутри, — рассказывает Наталья Шаинян, начальник экспозиционно-выставочного отдела Дома-музея Марины Цветаевой. — В квартире Марины (метражом около 200 кв. м) комнаты были на трёх уровнях. В одних были высокие лепные потолки, в других — низкие и скошенные, их связывало огромное количество коридоров, лесенок и ступенек. Поэтесса немедленно влюбилась в своё новое жилище и начала в буквальном смысле вить гнездо, обставив антикварной мебелью и украсив бесконечным числом изысканных вещей. Здесь она прожила две кардинально противоположные жизни (1914-1922 гг.). Сначала — счастливую, светлую и полную надежд, потом, когда муж ушёл на Гражданскую войну, — страшную, голодную и отчаянную. Мы постарались воссоздать счастливый период, отыскав предметы мебели и обстановки, идентичные тем, что были здесь раньше (оригиналов практически не сохранилось: ведь в годы революции и войны Цветаева всё сожгла ради обогрева или выменяла на продукты). О них она потом писала:

С большою нежностью — потому
Что скоро уйду от всех —
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех,
Кому — разнеживающий плед 
И тонкая трость с борзой,
Кому — серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

По легенде, в доме-корабле в Борисоглебском Марина с мужем танцевали на крыше танго.
По легенде, в доме-корабле в Борисоглебском Марина с мужем танцевали на крыше танго. Фото: АиФЭдуард Кудрявицкий

Комната с 11 углами

«Кто бы ещё здесь мог жить, только я!» — писала она восторженно, едва въехав в «сборище комнат». Себе выбрала самую диковинную — с одиннадцатью (!) углами. В ней отчаянно сочиняла, днём и ночью, часто пришедшие в голову спонтанные строчки записывала прямо на обоях, подтверждая сказанные когда-то Волошиным слова: «В ней материала на десять поэтов». Эту комнату обожали все. Детей в неё пускали по спецприглашению, врываться просто так в «пещеру Аладдина» не полагалось. Бусы мурановского стекла по стенам, панцирь черепахи, люстра синего хрусталя — поэтесса сравнивала своё «убежище» с морским дном, так созвучным с её именем (в переводе с латыни Марина означает «морская»). До того как начались холодные и голодные годы, семья Цветаевой жила здесь очень счастливо. По легенде, поэтесса даже танцевала с мужем танго на крыше («На неё действительно можно выйти. Насчёт танцев — неизвестно, а вот то, что Марина сажала на нагретую солнцем крышу двух дочерей, — факт», — разъясняют в музее).


Игра в... жизнь

После революции наступили тяжёлые времена: в квартиру начали подселять жильцов, постепенно вытесняя Цветаеву с домочадцами из их комнат. От холода приходилось кочевать по дому в поисках тепла и спать с детьми на кухне, чтобы согреться. И всё равно голодная, мёрзнущая и обездоленная (Цветаева, живя в Борисоглеб­ском, потеряла одну из дочерей) поэтесса не падала духом, писав о тех временах: «Я обожаю 19-й год, потому что я в него... играю». В мае 1922 г. с дочерью Ариадной из своего разорённого, но всё ещё любимого семейного гнезда поэтесса выехала за границу для встречи с мужем, а когда в 1939 г. вернулась — лучезарное восприятие жизни померкло. И уже ни по одному из своих последних адресов (она, например, ютилась в полутёмной комнатке у сестры мужа в Мерзляковском переулке, д. 16) никогда не была так пронзительно счастлива, как в «доме-корабле» в Борисоглебском.

В Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой.

В Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой. Фото: АиФ/Эдуард Кудрявицкий

 

Источник:  АиФ 

Смотрите также:

Иван Хафизов - создатель музея наличников Иван Хафизов - создатель музея наличников Я уже писал, что мы участвуем в АртФлекшне, но ничего о нем не рассказывал. А зря. Подробнее...
Истории случайных изобретений Истории случайных изобретений Многие важные научные открытия произошли совершенно случайно, вопреки изначальным целям исследователей. Подробнее...
Самоделки советских радиолюбителей, опередившие время Самоделки советских радиолюбителей, опередившие время Вот ведь как в жизни бывает. Я много раз видел две разные фотографии радиолюбителей, демонстрирующих свои самоделки, но даже не подозревал, что это один человек. Подробнее...
История создания тетриса История создания тетриса Игра, которая захватила весь мир: как советский инженер придумал «Тетрис» и не заработал на нем ни копейки. Подробнее...
Придумано в Москве: Что необычного изобрели столичные Кулибины? Придумано в Москве: Что необычного изобрели столичные Кулибины? Как насчет кроссовок с массажем, подогревом и вентиляцией? Правда, каждый "умный" ботинок весит по килограмму. Тогда, может, зарядное устройство в виде стикера на телефон... Подробнее...

Наша группа В Контакте

Другой город

Свяжитесь с нами

В Контакте: santandrey

По вопросам сотрудничества: santandrey@yandex.ru